Рынок или госконтроль?
Теплоснабжение – одна из важнейших систем жизнеобеспечения больших поселений. Из-за своей сетевой инфраструктуры оно должно регулироваться хоть в какой-то части. Но в какой именно степени государство должно вмешиваться в эту сферу деятельности – вопрос актуальный и до сих пор окончательно не решенный.
С одной стороны, законодательство предусматривает создание рынка услуг и в этой отрасли, с другой, в последнее время, предлагается вновь централизовать эту сферу путем утверждения единых теплоснабжающих организаций. К сожалению, с передачей объектов энергоснабжения в частные руки приходится прибегать к таким вот «надстройкам».
Мотив
Причина попытки властей вновь централизовать систему энергоснабжения, не прибегая к отъему собственности на объекты и сети теплоснабжения, которые перешли в частные руки, понятна. Часто возникает такая ситуация: жители какого-то дома недополучают тепло и начинают замерзать. Они обращаются в первую очередь в диспетчерскую службу своей управляющей организации. Если причина оказалась вне тепловых коммуникаций этого дома, то управляющая организация обращается в свою очередь к теплоснабжающей организации. И вот там она может получить типичный ответ, что теплосеть, к которой присоединен дом, находится в исправном состоянии, но другая теплосеть, поставляющая теплоноситель в их трубы, не обеспечивает необходимых показателей. Обращение в организацию, владеющую магистральными тепловыми сетями, также оказывается бесполезным. Те начинают упрекать предыдущую теплосеть в несоблюдении режимов теплопотребления и разбалансировке сетей. То есть — сами вы виноваты. Если конфликт не решается, то к его разбору подключается местная власть. В конце концов, приезжает бригада слесарей, которая за день регулирует систему прикрытием задвижек на ответвлениях к некоторым группам потребителей и на время снимает проблему. До следующего раза.
Озарение
Чтобы решить эту проблему федеральные власти предложили модель «Единой теплоснабжающей организации». Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) – это такая теплоснабжающая организация, которая обязана будет обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии на территории своей зоны ответственности и решать все возникающие при этом проблемы.
При этом полномочия ЕТО достаточно велики: она будет заниматься не только продажей тепла, но и выдачей технических условий на подключение к сетям, регулировкой загрузки внутри тепловой сети и т.д.
Если теплоснабжающая организация владеет и генерирующими мощностями и сетями, которые подают тепло конечному потребителю, то система теплоснабжения является изолированной и теплоснабжающая организация может сама регулировать режим теплоснабжения. Фактически такая теплоснабжающая организация уже является ЕТО для своих потребителей.
Однако законом и правилами теплоснабжения определено, что ЕТО может и не производить энергию сама, а только владеть сетями и выступать единым заказчиком на теплоэнергию у разных теплогенерирующих компаний. Тогда у ЕТО должна быть единая теплосеть, к которой подключены источники тепловой энергии, путь даже принадлежащие другим собственникам. В этом случае ЕТО сама определяет, у какого из источников тепловой энергии купить энергию, а затем подает её потребителям на безальтернативной основе. При этом цена закупки тепловой энергии ЕТО у производителей не регулируется государством. Регулируется только та цена, которую ЕТО выставляет конечным потребителям. В данном случае, ЕТО выступает как гарантирующий поставщик.
Но для успеха такой схемы ЕТО всё равно должна иметь реальные возможности регулировки режимов теплоснабжения со стороны поставки. Иметь технические возможности, соответствующие службы и квалифицированный персонал по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению режимами теплоснабжения.
На практике даже гениальная идея всегда сталкивается с «местными нюансами».
Как это выглядит в Перми, читайте здесь – пермская модель.